База знаний

Как наем становится трудным. Часть 1

Чтобы сделать работу какого-либо инструмента простой и понятной, необходимо понимать, из-за чего она становится сложной и трудной.

Мы сделали обзор тех факторов или идей, которые усложняют наем в компании. Возможно, вы обнаружите их у себя или в своей компании, а возможно нет. В любом случае, именно ВЫ должны принять решение о том, каким будет процесс найма в вашей компании и какие принципы в нем использовать.

Наша задача — обратить ваше внимание на те факторы и механизмы, которые могут значительно усложнить процесс найма, а иногда сделать его крайне неэффективным или остановить совсем.


Неспособность использовать людей


Первым фактором, делающим наем более сложным, является неспособность правильно и в полной мере использовать людей для решения задач бизнеса.

Это скрытая проблема найма и одна из причин того, почему руководитель не нанимает персонал.

Мы хотим познакомить вас с различными категориями персонала, каждая из которых имеет некую специфику поведения. Понимание этой специфики является залогом успеха в управлении. И наоборот, если владелец компании или директор не понимает и не знает, как себя вести в определенных ситуациях и с определенной категорией людей, это может стать для него ловушкой.


Это можно описать следующим примером.

Человеку, который не знает, как обращаться с каким-то прибором, дают этот прибор в пользование. На приборе две кнопки: черная и белая. Человеку нужно, чтобы работала белая. Тогда прибор приносит ему пользу и делает то, что надо. Иногда этот прибор срабатывает, иногда нет, поскольку человек не умеет им пользоваться.

Если случайно срабатывает черная кнопка, то прибор приносит больше проблем, чем пользы, и сильно расстраивает человека. Когда какая кнопка срабатывает — человек не знает, так как не обучен этому. Нажимает на белую кнопку — вроде, всё хорошо, а потом вдруг включается черная, и незаметно для самого человека прибор всё разрушает.

Эти случаи настораживают человека, и он становится очень осторожным в использовании этого прибора. Прибор ему всё же нужен, он получает от него много пользы и отказаться от него совсем не может, но и использовать на полную катушку теперь боится. Вдруг сработает черная кнопка, а он не сможет ее контролировать и управлять ею.

Он знает, что есть приборы, где чаще работает белая кнопка, и есть те, где чаще включается черная. Но как их регулировать — непонятно.

Ему бы научиться управлять и черной, и белой кнопками. Понять, что и в режиме «черной кнопки» можно получать деньги. Научиться тому, как это делать… Но он стал выбирать приборы только с белой кнопкой и избегать тех, где имеется и срабатывает черная. Он стал очень осторожным в выборе этих приборов.

Теперь представьте себе, что от того, сколько таких приборов у него работает, зависит успех. Чем больше он их имеет и заставляет работать правильно, тем больше денег зарабатывает. А он боится брать эти приборы, потому что они ему непонятны. Не может он их легко использовать. Так и с сотрудниками.


У любого сотрудника есть и позитивные, и негативные качества


Любой человек может показать и белую, и чёрную сторону. Зависит от того, насколько правильно им управляют. Есть те, у кого «чёрных» качеств настолько много, что управлять ими очень тяжело, почти невозможно. От таких людей и пользы тоже никакой не будет.

Но при этом есть и те, которые могут проявлять много положительных качеств, если их правильно использовать. И не стоит терять эти возможности из-за страха перед «чернотой». Это можно контролировать. В конце концов, увидев в сотруднике превалирующий режим «черноты», можно с ним расстаться.

Например, пусть «белая кнопка» у человека — это его продуктивность, полезность и то, что он делает хорошо, принося деньги компании. А «чёрная» — это конфликты, неисполнительность, проблемы, которые он создает, и прочие негативные ситуации. Из всего этого тоже можно извлекать пользу, если знать как.

Неспособность улаживать негативные ситуации с персоналом — это причина, по которой руководитель может стать слишком осторожным в своих действиях. Что такое осторожность? Посмотрим в словарь.


Осторожный — предусматривающий возможную опасность, действующий обдуманно, осмотрительно. Сдержанный, слабый. Сдержанный, нерезкий; нерешительный (о словах, суждениях и т. п.).

Что такое «предусматривающий опасность»? Предусматривать — значит видеть, предполагать что-то до того, как это произошло. Применительно к работе с персоналом это будет означать такое состояние руководителя, когда он начинает видеть в каждом сотруднике потенциально опасного человека, способного нанести вред ему и компании. И он становится осторожным. Не нужно резких движений. «Не до жиру, быть бы живу», как говорится…

В следующей части статьи разберем 2 категории сотрудников, которые необходимо уметь различать. От этого умения зависит, будет ваш бизнес процветать или его ждет медленное увядание.

Хотите выстроить четкую систему подбора и ввода в должность продуктивных сотрудников?

Наша компания делает это за 2,5 месяца на коучинговом проекте «Генератор продуктивных кадров». Вы получаете не просто решение сиюминутных проблем с кадрами, а систему, которая будет работать годы, независимо от сменяющихся сотрудников.

Оставьте заявку на коучинговый проект, чтобы выстроить в своей компании системный найм и ввод в должность сотрудников.